ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ



Симха Коэн

Если мы хотим изучить тему чистой любви, нам нужно, прежде всего, понять несколько основополагающих принципов, поскольку в чистой любви сочетается несколько вещей:

1. сущность чувства любви

2. отношение к удовольствиям

3. чистота

4. нечистота

5. материальность и духовность

Когда мы говорим о любви, мы сразу же воспринимаем это, как связь, приносящую удовольствие. Это верно, но изначально не в этом главное.

Сущность любви

Одна из вещей, к которой человек стремится и чувствует себя удобно, когда достиг их, – это ощущение отношения и связи – к друзьям, к группе людей, к социальной организации, к нации, к футбольной команде, но главное – к семье и партнеру.

Человек получается удовольствие, когда он находит связь между похожими словами в разговорном языке; ему приятно узнать, что кто-то знаком с его родственниками, живущими в другом городе.

Человек радуется, когда находит связь между вещами, которые, на первый взгляд, выглядели не связанными и не похожими друг на друга.

С точки зрения еврейского мировоззрения, все это начинается с того, что источник мира –это Единый Творец. И от него происходим мы и наш мир. У человека же есть способность возвращаться к своему источнику.

Потребность человека в связи упоминается в Торе в стихе «нехорошо быть человеку одному». Это означает, что Всевышний сделал так, чтобы человеку не было хорошо одному, для того, чтобы он привязался к другим людям.

В стихе «люби ближнего своего, как самого себя» говорится о том, что нужно чувствовать любовь и близость к другому человеку и помогать ему во всем, в чем только возможно.

Романтическую любовь можно определить как мечту всей жизни многих людей. И это несмотря на то, что все люди весьма различны, а мужчина и женщина различаются особенно! Сколько литературных произведений, стихов и прозы посвящено любви! Можно сказать, что это основная тема мировой литературы. Но для того, чтобы любовь была продолжительной, нужно, прежде всего, чтобы она не имела другой цели, кроме самой связи с другим человеком. В Мишне это называется «любовь, не зависящая от обстоятельств».

В трактате Авот (5,16) сказано: «Всякая любовь, зависящая от обстоятельств – прекратились обстоятельства, прекратилась любовь; а не зависящая от обстоятельств – не прекращается никогда».

Возникает вопрос: любовь между мужем и женой это любовь, зависящая от обстоятельств, или нет?

На первый взгляд она совершенно зависит от обстоятельств, ведь вся цель вступающего в брак – позаботиться о себе, и поэтому он ищет супругу, удовлетворяющую его запросам, и не спрашивает «удовлетворяю ли я ее запросам».

Даже если влюбленность между юношей и девушкой выглядит любовью, это не доказывает, что они подходят друг другу. Это лишь показывает, что каждый из них в данный момент получает от другого нечто важное для себя, и влюбленный привязывается к объекту своей любви, чтобы продолжать это получать. Поэтому когда его потребности изменяются, или когда другой человек перестает давать ему то, что ему было нужно и то, что привязывало его – он уже не влюблен. Но в противоположность тому пониманию, что любовь между мужем и женой – это «любовь, зависящая от обстоятельств», есть комментаторы, которые рассматривают эту любовь, как не зависящую от обстоятельств. Давайте рассмотрим их высказывания.

В Торе (Брешит 2:24) написано: «Поэтому оставит человек своего отца и свою мать и прилепится к своей жене». Слово «поэтому» означает, что из-за определенной причины оставляет человек мать и отца и прилепляется к супруге. В чем же эта причина?

Рамбан объясняет, что Адам и Хава были созданы соединенными вместе, а потом Всевышний разделил их на две части; и поскольку изначально они были созданы одним человеком, они любили друг друга. Эта любовь не уменьшилась, а даже усилилась, поскольку каждая вещь хочет вернуться к своему первоначальному состоянию. Это ощущение связи между мужем и женой передалось от первого человека его потомкам – нам через гены, и оно подталкивает нас расстаться с родителями, которые нас воспитывали и посвящали нам свою жизнь, и привязаться к жене, а жена – к мужу.

Маараль объясняет этот стих примерно так же. Тора рассказывает нам, что случилось после разделения между Адамом и Хавой – люди оставляли своих родителей, чтобы объединиться с женами. Это можно понять как обязанность, записанную в Торе. Т.е. человек обязан оставить отца и мать и присоединиться к жене. Отсюда следует, что это – любовь, не зависящая от обстоятельств, потому что в противном случае Всевышний не приказывал бы прилепиться к жене.

Вывод: любовь – это эмоциональный процесс соединения между людьми вообще и между мужчиной и женщиной в частности.

Что такое чувство любви?

Чтобы понять это, нам нужно изучить еще один вопрос. Человек может получать удовольствие от различных вещей: когда он созерцает прекрасный вид, когда он слушает красивую музыку, когда ест вкусную пищу или обоняет приятный запах, когда слышит интересную идею. А также: от того, что окружающие его ценят, от победы над другими, от помощи другим людям, от создания связи между двумя объектами – другим человеком, животным или вещью или, не рядом будь помянута, от связи с Творцом.

Одно из самых сильных удовольствий, которое человек может почувствовать – это переживание любви.

В чем функция удовольствия? Человеку кажется, что удовольствие – это следствие определенных действий. Но на самом деле удовольствие создано в мире для выполнения определенной функции – оно связывает источник удовольствия с получателем удовольствия. То есть, Всевышний пожелал, чтобы мы были привязаны к определенным вещам, и поэтому Он заложил в нас ощущение удовольствия, когда мы эти вещи получаем. Мы получаем удовольствие от красивого пейзажа, чтобы мы были привязаны к природе, получаем удовольствие от пищи, чтобы мы ели, получаем удовольствие от ощущения своих возможностей, чтобы мы помогали другим, получаем удовольствие от противоположного пола, чтобы женились.

Когда человек говорит «я люблю», он, в сущности, говорит: «я получаю удовольствие». Мне приятно быть рядом с тобой, давать тебе, получать от тебя. Согласно еврейскому мировоззрению, источник всех удовольствий – в духовном, и с тех пор, как был разрушен Храм (и духовный уровень всего мира опустился), ощущение удовольствия весьма уменьшилось. И смысл наслаждения Грядущего, духовного мира – в том, что мы будем связаны с Творцом.

Вывод: удовольствие – это не цель, а средство связи, подобно функции приправ: их не едят самих по себе, а добавляют в пищу или в напитки. Таким образом, любовь – это вид удовольствия, которое создается от связи между мужчиной и женщиной.

ВЛЮБЛЕННЫЕ В СВОЮ ЛЮБОВЬ

После того, как мы поняли, что любовь – это не цель, а следствие определенных вещей, попытаемся понять, почему в молодости чувство любви зачастую так сильно, но со временем оно, в большинстве случаев, сходит на нет.

Ответ заключается в том, что юноша или девушка любят не другого человека, а удовольствие, которое дает им их связь. Они заняты не тем, как больше привязаться к партнеру, тем, а как увеличить свое наслаждение связью. Они ведут себя как маленькие дети, которые едят сахар ложками. Сахар предназначен для того, чтобы подслащать напитки или еду, а не для поглощения его в чистом виде. Как сказал царь Шломо: «Если ты нашел мед – ешь довольно, чтобы не пресытился ты им и не изблевал его» (Притчи, 25:16). Примечательно утверждение, что если ты поешь слишком много меда, тебе не только станет противно продолжать есть, но и то, что ты уже съел – не останется с тобой.

Прежде чем продолжить, отметим еще один процесс, связанный с удовольствиями. Они подразделяются на два вида: удовольствия духовные и удовольствия материальные. Материальные удовольствия ощущаются органами чувств – еда, питье, секс и т.п. После удовлетворения потребности удовольствие прекращается.

Духовные удовольствия человек чувствует своей психикой – когда он слышит интересную идею или приятную музыку, переживает победу, почет, исполнение стремлений и т.д. Духовное удовольствие никогда не прекращается. (Отметим, речь здесь не идет об истинно духовных наслаждениях, связанных с духовным миром; а лишь о тех удовольствиях, которые невозможно пощупать руками).

Еще одно различие: недостаток материальных удовольствий приносит страдание, чтобы побудить человека к действию (поиску еды и т.п.) Сила страдания (например, голода) гораздо больше, чем удовольствие от насыщения. А отсутствие духовных удовольствий почти не ощущается как страдание.

От чего человек получает больше удовольствия – от духовного наслаждения или от материального? От духовного! От музыки – больше, чем от еды. Люди радуются хорошей шутке, тому приятному ощущению, которое возникает, когда помогаешь другому – даже отказываясь ради этого от пищи.

А удовольствие от любви – материальное или духовное? С любовью связано материальное наслаждение, ощущаемое телом, и в его отсутствие ощущается страдание и голод. Но наряду с этим, в любви есть духовное и чувственное наслаждение, пронизывающие все стороны человеческой личности.

Возможно ли усилить любовь? Не вызывают ли слишком многочисленные любовные действия отторжения? В материальном аспекте наслаждения любовью, от излишка деятельности возникает дополнительный голод и страдания при отсутствии его удовлетворения («Малый орган есть у человека, насыщаешь его – он голоден, моришь голодом – сыт»). В духовно-эмоциональном аспекте любви – возможно усилить любовь и наслаждение, связанное с ней.

Но чтобы научиться, как это достичь – нужно сначала уяснить несколько важных правил. Раби Моше Хаим Луцатто (РАМХАЛЬ) пишет, что Всевышний создал мир несовершенным, чтобы мы могли завершить его – Он дал нам пшеницу, чтобы мы могли испечь пироги. Поэтому в мире нет ничего совершенного, пока мы не вмешаемся и не завершим это. А значит, утверждение, что любовь либо есть, либо ее нет – неверно. Можно развить любовь и усилить ее.

Вот несколько примеров, каким образом можно постоянно усиливать любовь между мужем и женой:

«Как в воде отражается лицо, так сердце человека к человеку». Другими словами, как ты относишься к другому, так он будет относиться к тебе. Как писал раби Хаим из Воложина, «Проверенная вещь: если у человека есть ненавистники, но он убедит себя, что они – абсолютные праведники, и будет всегда судить о них в лучшую сторону, то они превратятся в его друзей».

  1. Сосредоточиться на достоинствах супруг/а – нет человека, у которого нет достоинств.
  2. Сосредоточиться на вещах, в которых он/а нам помогает – даже если их мало, и даже если мы уверены, что мы отдаем ей или ему гораздо больше, чем его/ее взнос в семью и в отношения.
  3. Не обращать внимания на недостатки – ведь нет совершенных людей. Кроме того, большая часть изъянов супруг/а не являются его личными недостатками, они присутствуют у большинства мужчин или женщин. Другими словами, если бы мы женились / вышли замуж за другого человека, ситуация была бы такой же. Даже если мы знакомы с людьми, у которых нет тех недостатков, что есть у нашего супруг/а – несомненно, у них есть другие недостатки, от которых страдает их муж или жена.
  4. Нужно помнить, что негативное поведение партнера является в какой-то мере реакцией на мое неправильное поведение по отношению к нему.
  5. Судить о нем в лучшую сторону, стараться находить ему оправдание по поводу негативных вещей, которые он делает: думать о том, что он не виноват, может быть он не получил правильного воспитания, которое бы ему подходило, или он пережил травмирующие события, которые повлияли на формирование его личности и т.п.
  6. Верить в то, что супруг/а – это половинка моей души, и проблемы во взаимоотношениях никак не свидетельствуют о том, что он/а – не моя половинка. Ведь иногда, я даже с самим собой не в ладах и злюсь на самого себя.
  7. Постоянно повторять себе: «Я люблю его».
  8. Придерживаться и укреплять веру в то, что он любит меня и доволен мной; и даже если ему не нравятся какие-то аспекты моей личности, – во всем остальном я его полностью удовлетворяю.

Это те мысли, которые стоит постоянно повторять себе.

Кроме того, каждый из супругов может постараться усилить любовь партнера к нему следующими действиями:

Говорить ему комплименты – как по поводу внешнего вида, так и по поводу душевных качеств.

Делать для него то, что он любит.

Следить за своим внешним видом, скрывать недостатки.

Мистическое воздействие: постоянная мысль «я люблю его» приведет, подобно эху, к такому же чувству с его стороны.

Рассмотрим следующий вопрос. Два человека предприняли одно и тоже действие. Приведет ли это к похожему или различному результату? Ответ таков: результат может быть совершенно различным. Приведем простой пример. Два человека сидят на концерте, один из них понимает в музыке, а другой – полный профан. Они видят одинаковые вещи и слышат одно и тоже. Один из них получит удовольствие, а другой испытает скуку. Тот, кто понимает в музыке, сможет различить клавишные, духовые, струнные инструменты и оценит прекрасную гармонию всех музыкальных инструментов. Тот, кто не понимает в музыке, получит меньше удовольствия – он слышит все вместе и у него нет того музыкального богатства, что есть у соседа.

Также и с любовью. Понимающий, что такое любовь, прекрасно ощущает все ее аспекты, в то время как не понимающий ощущает в общем смысле приятное чувство любви, но гораздо слабее по сравнению с первым.

Еще нужно знать следующее: все в жизни работает по определенным правилам. Государство функционирует по своим законам. Приготовление пищи: чтобы еда была вкусной, нужно действовать по определенным правилам: должна быть определенная температура на каждом этапе готовки, нужно знать, сколько времени варить и как подавать готовое блюдо.

И для правильного питания тоже есть свои правила: можно есть стоя в неудобных условиях, и ту же самую еду можно есть, сидя за красиво накрытым столом с определенным порядком подачей блюд. Приятно также, когда трапезу разделяют друзья, немаловажно и соответствующее освещение, а иногда и приятная музыка. Кроме того, если трапеза происходит в рамках какого-то события, например, свадьбы или празднования субботы, то еда доставит больше удовольствия, чем просто обычный ужин. Другими словами, поскольку духовное удовольствие сильнее, чем материальное, то если мы присовокупляем материальное удовольствие к духовности, материальное удовольствие будет более сильным.

Еще один пример. Одно и то же техническое действие может быть легким или тяжелым в зависимости от причины, по которой его производят: когда человека заставляют нести тяжелую ношу – это гораздо труднее, чем нести тяжелые подарки, полученные на свой день рождения.

У любви тоже есть правила. Можно чувствовать сильное влечение к другому человеку, но оно принесет гораздо больше наслаждения и сильнее свяжет их между собою, если партнеры будут действовать в соответствии с правилами любви. Например, когда мужчина любит женщину не только из-за внешности, но и потому что он ценит ее личность, то любовь будет гораздо более глубокой и постоянной.

Прежде, чем перейти к теме чистой любви, нам нужно выяснить еще один вопрос. Тора приказывает нам выполнять заповеди. В чем их функция и что они меняют? И еще один вопрос: как может быть, что выполнение материальных действий считается заповедью –духовной вещью?

Ответ: с каждой заповедью, которую человек выполняет, он приближается к Творцу, Который заповедовал выполнять эту заповедь. Поскольку мы сочетаем в себе материальное тело и духовную душу, и в этом мире тело действует больше, чем душа, мы выполняет заповедь нашим материальным телом, и это действие приводит в движение духовные миры. Например, заповедь тфилин. Мы берем кожу животного (материальный объект), придаем ей определенную форму, вставляем в нее отрывки из Торы, которые также написаны на коже, и налагаем тфилин на голову и руку, которые также материальны. Но поскольку это – действие, которое приказал нам исполнять Творец, эта заповедь приводит в движение духовные миры.

Точно также и заповедь близости между мужем и женой – она чрезвычайно важна, если мы исполняем ее правильно, и хотя мы выполняем ее телом и на первый взгляд она очень материальна, на самом деле она воздействует на самые высокие духовные миры.

ПОМЕХИ ЛЮБВИ

Поскольку любовь – это абсолютная связь с партнером, любая помеха уменьшает связь и, соответственно, наслаждение, а это, в свою очередь, ослабляет связь и любовь. Когда у человека накапливается раздражение и гнев на партнера – это уменьшает любовь. Если человек не видит в любви чего-то ценного и важного, то ощущение любви и наслаждения уменьшается. В любви есть очень сильная чувственность, и из-за этого человек ощущает, что он выполняет низменное материальное действие, а это уменьшает его наслаждение. Человек, который живет в христианском обществе, испытывает его влияние и подсознательно относится к физической связи с партнером как к чему-то низменному (ведь в христианстве материальность и интимная близость связываются с грехом). Но когда связь с супругом исполняется как заповедь, это в большой мере нейтрализует такое ощущение.

Кроме того, поскольку супруги любят друг друга и находятся вместе потому, что так заповедал Творец мира, это добавляет духовную составляющую к материальному действию, что весьма усиливает ощущение любви и наслаждение любовью – подобно тому, как выше удовольствие от еды, когда трапеза связана с каким-то духовным поводом.

Напомним, что чем больше использовать материальное удовольствие, тем меньше оно становится. Более того, переизбыток материального наслаждения может привести к отвращению по отношению к нему. А духовное наслаждение, с одной стороны, не приносит страдания в свое отсутствие, но с другой, может продолжаться без ограничений.

Поскольку в любви есть и материальное наслаждение, то если его делают постоянным – оно становится скучным и партнер надоедает. Как сказано в Талмуде: «Почему Тора сказала – женщина должна отдалиться от мужа на семь дней (во время месячных)? Поскольку он привык к ней и гнушается ей. Сказала Тора: пусть она будет нечиста семь дней, чтобы была желанна мужу как в день свадьбы».

Кроме того, у каждого человека есть свой собственный ритм в отношении интимной жизни, и когда он не получает удовлетворения, он чувствует себя униженным и ощущает враждебность по отношению к партнеру. Но хотя в интимной жизни супругов должны быть перерывы (чтобы они не надоели друг другу), если они сами установят такие перерывы – они не будут соблюдаться. Ведь если один из них захочет нарушить перерыв, а другой нет, – первый обидится, подумав: «жена/муж недостаточно любит меня, так как не хочет ради меня нарушить перерыв». Когда же такой перерыв вводится свыше, Творцом мира, временное «расставание» более понятно и более приемлемо для супругов.

В любви есть соединение тела и души. Интимная близость – это заповедь, приводящая в движение духовные миры. Поэтому, для того, чтобы она выполняла свою функцию, нужно исполнять ее в соответствии с правилами исполнения заповеди. Эмоциональный уровень должен быть совершенен. Вот некоторые условия для этого:

- Полноценное желание обоих;

- Принятие во внимание ритма и меры продвижения партнера;

- Старание дать партнеру как можно больше;

- Отсутствие раздражения или злости по отношению к партнеру;

- Мысленное сосредоточение на партнере, а не на каком-либо другом человеке, с которым мы знакомы в реальности, видели или читали о нем.

Все эти условия уменьшают личную заинтересованность в любовном действии на материальном уровне, и делает его более и более духовным. Следствием этого становится бОльшая любовь и бОльшее наслаждение.

В ДУХОВНОЙ ЧИСТОТЕ

В соответствии с еврейской традицией, для того, чтобы души соединились, необходимо выполнять заповедь интимной близости в ритуальной чистоте (окунание в микве после менструации).

Законы ритуальной нечистоты (тумы) связаны со смертью. Наиболее нечистый объект – это мертвое тело. А менструация, в сущности, связана со смертью яйцеклетки, которая могла бы жить и развиваться, если бы была оплодотворена, – но этого не случилось.

Чтобы любовь была чистой в духовном смысле, нужно окунуться в микве – специальном бассейне с природной водой, которой не касалась рук